Хотели бы по больше узнать о Сказках и Легендах, Притчах и Мифах Удмуртской республике, в каждом селе и деревни, городе есть свой фольклор ... поделимся тут ...
Батыры из племени чудь . Автор сказки: Народная Когда, в какие далекие времена это случилось, никто сказать не может, но только само собой разумеется, что и алангасаров (великаны) уже на свете не было, и потомки Уда расселились в лесном краю разными племенами, и Инмар с Кылдысином не появлялись больше людям. Именно тогда-то на реке Каме поселилось племя, которое называли чудь светлоглазая. И жило это племя на горе, на высоком берегу. Люди этого племени любили простор и волю, а потому расселились не грудно, не теснились один возле другого. Но жили дружно: как завидят, что на кого-то из них надвигается неприятель, то пускали упреждающие стрелы собратьям. Возьмут и пустят стрелу на курган, что у реки Белой, и дальше, к Чегандинскому урочищу. Как долетит стрела, так они немедля собирались все вместе и встречали неприятеля. Росту они были очень высокого, силы непомерной, а характера независимого. Другие племена называли их батырами. Однажды после набега врагов их поселение превратилось в пепелище. Тогда оставшиеся в живых мать, три брата и красавица сестра бросили его и ушли к тому месту, где теперь находится селение Чеганда и где берег Камы выступает в реку тремя мысами. Не с пустыми руками явились они в эти места, несметные богатства принесли с собой, бессчётные стада пригнали. Понравились этой семье три крутых мыса на Каме, и решили они обосноваться здесь и больше не искать другого места. Сперва обжили они средний мыс, что оброс могучим сосняком, построили здесь просторное жилище, обнесли изгородью загон для скота. Но не долго им ложилось вместе, не хватило миру между братьями, пошли у них ссоры и раздоры, потому что очень уж не похожи были друг на, друга три брата: и обличьем, и характерами. Как-то, расспорившись не на шутку, пришли они к своей мудрой матери за советом, как им поступить, чтобы впредь не ссориться, как разделиться по справедливости и без обиды для нее. Посмотрела мать на возмужавших сынов и сказала: - Видно, сыны, и для вас пришло время вылететь из гнезда. Не стану держать вас. Выбирайте каждый место по сердцу и поселяйтесь там. Первым выбор сделал младший безусый брат. Он был белокур и голубоглаз. - Больше всего я люблю землю пахать, -сказал он матери и братьям. - Уступите мне левый мыс, там хотел бы я жить. Уж очень мне по душе роща на том мысу и соловьи, что по весне поют. Сказал и стал ждать ответа, с опаской и тревогой посматривая на братьев. Но братья молча поклонились ему, и тогда мать ответила: - Силой и ловкостью ты, сын не обделен, к труду прилежен и любишь землю пахать и сеять. Если нравится тебе левый мыс - владей им, братья отступаются от него в твою пользу. Тут заговорил средний: - Я был с отцом, когда он взмахнул мечом и, раненный смертельно, завещал мне свои доспехи, лук и колчан со стрелами. Я люблю охоту и скотоводство. Отдайте мне этот средний мыс! Я стану защищать всех вас. А мать и сестру я никуда не отпущу, они останутся жить здесь, как жили. Так сказал средний брат. Pыжие волосы его спускались на могучие плечи, борода, такая же рыжая, густо прикрывала подбородок и щеки, на широкой груди покоилось ожерелье из медвежьих и кабаньих клыков. Сказал и сверкнул зеленоваными глазами на братьев. Младший на это ответил поклоном, а старший только головой кивнул и усмехнулся одними губами. - Значит, всех нас ты берешь под свою защиту? Спасибо,- сказала мать. - Мы остаемся с твоей сестрой жить здесь, в этом жилище. Ты любишь охоту, как любил ее и твой отец, стрелы у тебя тоже не знают промаха. Не чья-нибудь, а твоя стрела пронзила сердце врага, убившего отца. Ты смел и бесстрашен, сын мой, все соседи не смеют трогать твои скот и твое жилище. Ты будешь хорошим защитником. Но предупреждаю: не обижай ни сестру, ни братьев, ни меня. Я говорю тебе об этом, потому что знаю твой вспыльчивый нрав и злопамятность. Поклянись мне, что не обидишь никого из нас! Тот поклялся. - Смотри же, сын, сдержи клятву! Не то кары тебе не избегнуть, - еще раз предупредила мать. Теперь взгляды всех обратились к старшему. Что скажет он? Высокий, как и братья, но черноволосый с твердым пронзительным взглядом черных глаз похожий на глаза матери, стоял он перед всеми спокойный и уверенный. Длинные прямые волосы были схвачены на лбу зеленым обручем, длинная черная борода закрывала всю грудь. - Ничей остался правый мыс. Тогда я беру его себе, - рассудительно сказал он. После этого все поклонились ему Так стали жить братья невдалеке друг от друга, но порознь. Наступила весна.
Выжыкыл (сказка) – это эпическое устное произведение, преимущественно волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. По характеру повествования оно всегда занимательно. Именно занимательность и установка на вымысел отличают сказку от других повествовательных жанров фольклора.
Удмуртский сказочный репертуар богат и разнообразен.
Имеющийся фактический материал по темам и мотивам, по характеру вымысла и художественным особенностям дает основание выделить следующие группы сказок:
а) мифологические сказки,
б) волшебные сказки,
в) сказки о животных,
г) бытовые новеллистические сказки.
Эта классификация не может исчерпать всех видов сказок, она отражает основные характерные сказочные группы и, подобно классификации любого сказочного жанра, не лишена некоторой условности.
Когда любознательный взгляд человека начинает проникать в то, что его окружает, появляются сказки о животных и растениях. В них древний человек пытается объяснить причину той или иной особенности представителей окружающего мира. Так возникают сказки о том, почему медведь прячется на зиму в берлогу, почему у ржи колос не во весь стебель, почему горошина состоит из двух половинок и т. д. Разумеется, эти объяснения пока еще – чистейший плод фантазии, но они уже свидетельство того, что человек хочет знать все, что ему стало невозможно жить в неведении.
В древности человек был во многом зависим от умения распознавать повадки и нравы животных. В сказках о животных удмурт – охотник и природолюб – сохранил и донес до наших дней наблюдения природного поведения зверей и животных. Он относился к ним, как к меньшим своим собратьям, хотя иногда в чем-то – в силе, ловкости, быстроте – и превосходящим человека. Наблюдая за удачами и неудачами в общении с животным миром, стал передавать свой опыт другим поколениям через сказки о животных.
Мы называем теперь сказками то, что для первых слушателей было уроками охоты, природоведения, которые учили с уважением относиться к силе медведя, называя его «хозяином леса» и даже поклоняясь ему с целью задобрить, расположить к себе. При случае, правда, его можно обмануть: он сильный, но бесхитростный. Волк слабее медведя, но нахальнее и глупее. К тому же он вечно голоден, а вернее, ненасытен. Волк настолько глуп, что его могут перехитрить даже такие безобидные зверюшки, как заяц или козленок. Длиннохвостая лиса Васса в удмуртской сказке хитра, как и в сказках других народов, льстива с сильными и высокомерна со слабыми, но она еще и глуповата. Петух, голубь, кот без особого труда одерживают над ней победу.
Со временем эти сказки перестали быть уроками природоведения: человечество шагнуло далеко вперед к истинному знанию. А сказки остались сказками. До Октябрьской революции народ выражал в них отношение к угнетателям и поработителям, кичащимся и злоупотребляющим своей силой.
скрытый текст
Почему же и теперь мы любим сказки о животных? Не потому ли, что они, во-первых, помогают нам лучше узнать наших «младших братьев» – животных и, во-вторых, позволяют критически и не без юмора оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей. Высокомерие, бахвальство, самонадеянность, трусость, коварство, приписываемые в сказках медведю, волку, лисе и другим зверям, не помогают ли нам построже взглянуть на себя и круг своих знакомых? Не воспитывают ли они в нас скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность? Да, да и да! Не случайно характерной особенностью современной удмуртской сказки о животных является победа слабого персонажа над сильным и жестоким: козленок побеждает волка, петух или голубь – лису, кот – медведя. Герои сказок о животных, сохранив традиционные повадки и характеры, в наши дни обрели новую жизнь и выполняют благородную задачу: помогают воспитывать нового человека добрым, сильным, великодушным, высмеивая все косное, чуждое, отсталое.
Волшебные сказки моложе сказок о животных. В них есть то, что достигнуто человеком, и то, что казалось пока несбыточным. Иными словами, в волшебных сказках запечатлена мечта народа о всесильном, всемогущем человеке, живущем на земле и покоряющем время, пространство, огонь, воду. Это удавалось ему при помощи волшебных средств, доставшихся трудом и добросердечием.
Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из первых этапов борьбы человека с злыми силами природы, победу неутомимого искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его.
Чудесный дар, полученный героем волшебной сказки, хитростью и коварством отнимается у него завистливыми и злыми людьми: купцами, попами, богатеями. Однако сказочный герой в конце добивается наказания обидчиков и снова становится хозяином предназначенных ему волшебных даров. Почему? Да потому, что народ-созидатель и труженик в пору бесправия и угнетения верил в свои творческие силы и в неминуемое торжество справедливости. Правда, он не знал, какими путями это будет достигнуто, но мечтал об этом в сказках. Он мечтал о чудесных помощниках: топоре-саморубе, платке-невидимке, молодильных яблоках, скатерти-самобранке, дудке-самоплясе, лаптях-самоходах и других. Они сулили ему достойное вознаграждение за труд, облегчение тяжких работ, долголетие, сокращение расстояний, добрый отдых и многое, многое другое, отчего жизнь стала бы прекрасной и удивительной.
Герой удмуртской волшебной сказки – не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего – просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыр инмар и Прок староста).
Почему герой волшебной сказки всесилен, всемогущ? Только ли потому, что стал обладателем фантастических даров-помощников? Ведь эти же дары, попав в недобрые руки, почти теряют свою добрую силу. Наверное, дело не в них, а в том, что герой сказки действует обычно не только от себя лично, а и от имени тех, чьи интересы он отстаивает пуще своих собственных, – от имени семьи, односельчан, народа. Это и делает его непобедимым и всесильным. Злые, противоборствующие герою силы в волшебных сказках предстают то как традиционные сказочные цари или купцы, то олицетворяются в виде змея, обыды, шайтанов и самого бога инмара. Эти силы стоят на пути героя к счастью, мешают жить честным людям, обрекая их на беды и вымирание. Но герой одолевает их.
Итак, можно сказать, что в волшебной сказке главными и непременными моментами являются борьба, подвиги, добывание. Поэтому все действующие в ней силы резко делятся на два лагеря: собственно герои, герои в прямом смысле, и их враги. Особенностью волшебных сказок является прием преувеличения, гиперболизации. Трудности в них преувеличены настолько, что кажутся невыполнимыми, носители злого начала – неодолимыми, возможности волшебных предметов – неисчислимыми или неистощимыми. Зато главный герой до поры до времени умом-разумом, силой-умением особо не выделяется. У него и есть всего-то доброе сердце, чуткое к несправедливости и народному горю. Оно, это доброе сердце, и делает его всесильным. Благодаря ему, он получает в награду волшебных помощников, волшебные предметы или волшебное умение. Потому-то сказки и называются волшебными,
Самыми молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые. Когда человек был в полной зависимости от природы, когда от удачливости в охоте или рыболовстве зависело его ближайшее завтра, легенды, мифы, сказки о животных служили ему живой книгой жизни, в них отражался его опыт. Опыт пополнялся, пополнялась и устная книга о нем. В волшебной сказке древний человек начинает уже не только делиться опытом жизни, а и мечтать о таких помощниках, предметах, о таком умении, которые могли бы сделать его во много раз сильнее и могущественнее. Но как далеко еще было от мечты – лаптей-самоходов – до самолетов! От топора-саморуба – до электропилы «Дружба»! Мечта оставалась долго, очень долго мечтой. Не отказываясь от нее, надо было жить по законам, установившимся в обществе. А законы были явно несправедливы к трудящемуся человеку: кто много работал, трудился весь век, у того было мало прав и не было никакого достатка. Кто мало трудился, у того были все права и все богатства. Бедному человеку, чтобы достичь маломальского благополучия, надо было быть ловким и хитрым, изворотливым и сообразительным. Тогда и стали появляться сказки о бедняках – обманщиках и хитрецах, ловко надувавших самодовольных и жадных богачей. Нет у героев этих сказок ни волшебных помощников, ни чудесных даров или умения. Не надо им пробираться к солнцу или спускаться в подземное царство. И цели у них земные и средства достижения тоже повседневные. Они, доведенные нуждой до крайности, добиваются элементарной справедливости, вынуждая богача против собственного желания вернуть бедняку заработанное им или его собратьями. Помогает им при этом их единственное богатство: ловкость, сообразительность.
Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы.
Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдар агае. Это непременно бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил Лопшо Педунь. Интересная история происходит на наших глазах с этим удивительным героем. Родился он скромным и в меру деятельным, не при советской власти, а задолго до революции, где-то в пределах нынешней Удмуртии. Обнаружила его одна из первых фольклорных экспедиций Удмуртского научно-исследовательского института. Жизнь к тому времени круто изменилась для удмуртов: при советской власти они стали равными среди равных, свободными среди свободных. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа. Может, так бы завершилась биография этого персонажа, если бы не случай. В поисках собирательного имени хитреца – героя удмуртских сказок – писатель и фольклорист Д. А. Яшин обратился именно к этому, дотоле малоизвестному герою и, можно сказать, вдохнул в него новую жизнь, издав отдельную книгу о похождениях Лопшо Педуня (Лопшо Педунь смеется (на удм. яз). Ижевск, 1968). Теперь этот герой настолько полюбился читателю, что стал собирательным, и устная молва, журналисты и писатели приписывают ему заслуги некоторых прежних Алдаров и Иванов, а также придумывают новые. И это естественный процесс, невиданно активизировавшийся в послеоктябрьский период. Сейчас сказки о Лопшо Педуне и других мудрых хитрецах воспринимаются нами как сокровище, созданное творческой фантазией удмуртского народа и запечатлевшее неистощимый юмор, разительное остроумие и высокий нравственный облик человека труда. Не следует забывать, что в прошлую эпоху, до революции, такие сказки были сокровенным достоянием народа и хранились в тайне от официальных властей, ибо в них содержался своеобразный протест против угнетения, неравенства, несправедливости.
В бытовых сказках ловкие и хитрые герои, солдаты, работники, даже разбойники, околпачивают попов, купцов, вплоть до самого царя. Во всех них налицо противопоставление бедности и богатства, ума и самодовольной тупости, самоотверженной щедрости и алчной жадности. В отличие от волшебных сказок, в реалистических сказках противопоставление дается на материале фактов и явлений обыденной, повседневной жизни.
Бытовая сказка представляет собою обобщение, типическое отражение жизненных явлений. И, тем не менее, она – сказка. Не быль, не отдельный факт действительности. В ней четко прослеживается сказочное начало, сказочная суть. То, о чем рассказывается, возможно, в некоторых деталях где-то с кем-то случалось и в жизни, точнее сказать, могло случиться. Ловкий, сообразительный работник, например, мог перехитрить хозяина раз, два, несколько раз. Но такое случалось крайне редко. В подавляющем большинстве было наоборот: хозяин не был бы хозяином, когда б не наживался за счет других, то есть за счет тех, кто работал. В сказках желаемое выдается за действительное. В них всегда батрак, работник, солдат на первый взгляд откровенно простоват, принимает все условия хозяина, даже заведомо нелепые, как, например: если рассердится, то хозяин отрежет ему нос. На самом деле не батрак, а хозяин предстает простофилей, утратившим здравый рассудок из-за жадности и корысти: поп высиживает жеребенка из арбуза, купец удерживает вилами солнце в небе ... Это и есть художественный прием сатирического заострения, характерный для реалистических произведений вообще и для бытовых сказок в частности.
Поэзия пестования (колыбельные песни,пестушки, потешки) и потешный фольклор (байки, прибаутки, небылицы-перевертыши, молчанки и скорговорки) открывают сложный и многогранный мир детского фольклора. Уже с первых мгновений жизни ребенок получает строго орпеделенное место не только в пространстве семьи и дома (зыбку, колыбель), но и в словесном искусстве русского народа. Колыбельные песни успокаивают и усыпляют младенца, пестушки и потешки сопровождают первые игры ребенка с ручками, ножками, купание и массаж; прибаутки и небылицы развлекают; молчанки и сороговорки учат правильно и чисто, а главное к месту, говорить; докучные сказки воспитывают терпение.
Колыбельные не только укачивают, успокаивают,но и определяют место ребенка на уроне слова.Здесь дому и семье противопоставлен чужой враждебный мир. Таким образом маркируется пространство, предписываются определенные манеры поведения.
Мотивы колыбельных песен проникают и в пестушки. Пестушки сопровождают массаж, который способствует укреплению и правильному развитию мышц. Даже современные молодые мамы отмечают благотворное воздействие пестушек, так как массаж со словами действует как заговор на здоровье малыша. Короткие ритмичные стихотворения сопровождают каждый этап физического развития ребенка: движения ручек и ножек, первые шаги, превый смех.
Докучные сказки по форме практически ничем не отличаются от обычных детких сказок: они ритмичные, рифмованные, часто переходят в песню. Но в самый интересный момент рассказчик замыкает повествование в кольцо, давая понять, что пора спать или что взрослому недосуг. Докучные сказки в шуточной форме учат ребенка контролировать свои чувства и желания, воспитывают терпение и уважение к собеседнику.
Успокоить шумную детскую компанию помогают молчанки. Чаще всего молчанка - это веселая игра. В тексте излагаются правила игры, после уговора молчать игроки стараются рассмешить друг друга при помощи жестов и мимики.
В забавную игру превращается произнесение скороговорок. Сороговорки тренируют речевой аппарат и развивают органы дыхания. Но для детей это преже всего словесная игра, соревнование.
знают ли те шаманы правду или нет? ответьте. только без дури и фанатизма
dunne
Как говорил Минсадык Гарипов, все я сделал,теперь можно и умереть, в книгу вошли не все работы, их гораздо больше, все они офигительны. Жаль что я с ним не был знаком, я бы убедил его пока не умирать.
Alihena
Ах ... очень жаль, что жители этого чудесного края не хотят нам рассказать про легенды, обряды этого края ...
Alihena
Легенда о Царица Пике
До завоевания (подчинения) русскими Казанского ханства, чуваши считались отдельным народом, у них были свои цари и правители были (сколько царей было не помнят). Последним чувашским царем была Пике. Пике по-своему правила народом, но была в подчинении Казанского хана. Поэтому время от времени должна была ехать на поклон к хану. При каждом посещении казанский хан издевался и насмехался над Пике. Сказать к слову, когда хан садился верхом на лошадь, он ставил Пике на колени и, наступив одной ногой на спину, а другой на его голову садился на лошадь.
Долгие годы терпела Пике издевательсва хана. Но терпение Пике кончилось, она поехала к Ивану Грозному просить, чтобы он разрушил ханство и защитил его и чувашский народ от хана. Просьба Пике понравилась Ивану Грозному: он подчинил (победил) Казанское ханство...
В древности жил богатырь один, много он видел ратных картин. Никто не сравнится с силой его. Охранял он Родину от врагов. Его слава о силе слышна везде. Вот однажды, в доспехах, на белом коне Перед смертью Чемень всех собрал, рассказав, где его хоронить, как в нужде его звать. Умер. Родичи сделали все, как велел он. Но легенды рассказ как завет сохранен. Без нужды был он вызван однажды весной – молодыми парнями хороводной порой. «Чемень! Чемень!» - закричали с кургана. Появился Чемень и понял, что рано! С тех пор напал мор на чувашских детей. А все из-за детских и глупых затей. Старики отгадали, что это Чемень, потревоженный зря, вне военного времени… Пришли на курган, закололи быка, и мор перестал всех косить на века. Каждый год приносят жертву с тех пор, чтобы помнить завет тех далеких времен.
Злая-презлая колдунья
В незапамятные времена злая-презлая колдунья жила… Падчерица у колдуньи была. Колдунья хотела, чтоб та умерла. Однажды в полночь глухую Примчалась колдунья На мялке железной. Известно: Спящую девушку в ночь разбудила, чтоб та за водой к колодцу сходила. Ночь была ясной. Светила Луна. Черпая воду, оглянулась – тьма! А потом появились старухи–колдуньи. Лгуньи. Девушку пугали, проходу не давали. Оглянулась она: кругом ни души, Луна одинешенька в небе. В глуши Взмолилась: «К себе, Луна забери!» С тех пор на Луне и живет до зари.
Девчонка молодая у мачехи жила. Ее и не любил никто, работать заставляли, а мачеха давно уже убить ее мечтала. И вот однажды ночью бедняжку позвала, чтоб ведра, полные воды скорей та принесла. И девушка прекрасная к колодцу наклонилась, а ведьмы, всех ужаснее на деву навалились… Взглянув на небо ночью, увидите, Луна с коромыслом девушку взяла к себе – спасла.
Загадка – один из древнейших и самобытных жанров удмуртского фольклора. Представленная в виде краткого образного выражения, смысл которого кажется странным до тех пор, пока не известен ответ, загадка не только поэтизирует окружающий мир, но наводит на размышления, заставляет задуматься над качествами и свойствами предметов и явлений, раскрывать и сопоставлять их особенности и различия.
2. Два братца через дорогу живут, А друг друга не видят.
3. Белые рубят, Красные возят.
4. Между двух светил Я в середине один.
И так загадки загаданы, ну а кто отгадает сразу все 4 загадки получает 40 сэксо от нашего спонсора милой леди Зеркальная
-Пилигрим-
1 всадник на коне 2 глаза 3 не уверен, но возможно - зубы я зык. только почему "красныЕ"? 4 нос
Alihena
(-Пилигрим- @ 18.06.2013 - время: 01:05) 1 всадник на коне 2 глаза 3 не уверен, но возможно - зубы я зык. только почему "красныЕ"? 4 нос Ух...какие мы и так сударь наш ...
1. Всадник на лошади
2. Глаза
3. Зубы и язык
4. Нос
Вы успешно перевели:40 Пользователю: -Пилигрим-
Спасибо Вам, заходите к нам по чаще
-Пилигрим-
(Alihena @ 18.06.2013 - время: 00:15) Спасибо Вам, заходите к нам по чаще
Вы успешно перевели:40 Пользователю: -Пилигрим-
Спасибо, обязательно!
Это сообщение отредактировал -Пилигрим- - 18-06-2013 - 00:23
Alihena
И опять тишина и ни одной притчи или гадания или ... ну хоть сказочку на ночь расскажите ...